II паломническая поездка на Святую Землю

Вот и состоялась наша вторая и такая долгожданная пездка на Святую Землю, которая прошла, как и в прошлом году, во время Успенского поста. Почти полгода мы готовились к этой главной поездке года, а для когото и всей жизни.

В этот раз мы ещё побывали в Константинополе, а именно в храме Святой Софии и на Фанаре, а также на священной для всех христиан горе Синай.

Храм Св. Софии в Константинополе

Храм вмч. Георгия на Фанаре (Константинополь)

Вот как раз гора Синай, а точнее наше восхождение на гору. заслуживает отдельного рассказа. Сама я, как и многие наши паломники, побывала на горе Синай впервые и точно могу сказать, что это была если не самая запоминающаяся поездка за всю мою жизнь, то, по крайней мере, одна из них.

Всем нам хорошо знакомая по Ветхому Завету (книге Исход) гора Синай (или подругому гора Хорив) – это именно та гора, где Бог говорил с пророком Моисеем и где пророк получил от Бога скрижали Завета. Хоть эти скрижали и утеряны, а мы получили от Господа новые заветы, но всё же тысячи христиан ежегодно поднимаются на вершину этой горы, чтобы прикоснуться к этой святыне, вспомнить подвиги святых отцов и быть сопричастными великому таинству. На этой же горе, кстати, подвизались святой Иоанн Лествичник и святой пророк Илия (его келия находится как раз на пути к вершине).

Горы на полуострове Синай в Египте однозначно стали одним из самых ярких наших впечатлений и в тоже время серьёзным испытанием для нас. Поднимались мы поздним вечером с уровня 1600 метров, где находится монастырь св. Екатерины, на вершину высотой 2385 метров к храму Святой Троицы, где мы отслужили ночью Литургию. Если честно, то служить Литургию на вершине горы удаётся далеко не всем, это скорее исключение из правил. Нам удалось это сделать только благодаря нашему гиду, которая владела греческим языком и была знакома с благочинным монастыря. Благодаря этому доброму знакомству нам удалось ещё по приезде подняться и побывать в скиту мученицы Епистимии. В этом скиту в прошлом веке, до того как уйти на Святую гору Афон, в течение нескольких лет подвизался преподобный Паисий Святогорец.

монастырь св. Екатерины

Итак, на второй день по приезде, получив ключи от Троицкого храма, около 11 часов вечера мы начали свой подъем на гору Моисея из монастыря св. Екатерины. Такое непростое путешествие требует сил и энергии, и только с Божьей помощью и молитвой все преодолели этот довольно длинный подъём, а ведь в нашей группе были и люди среднего возраста, для которых такой путь был почти невозможным. Надо ещё отметить, что мы не ели и не пили большую часть времени, т.к собирались причаститься на службе. Все мы знаем, что у Бога нет ничего невозможного, и наше восхождение было ещё одним доказательством Божьей милости и помощи, а это в свою очередь хорошо укрепляет в вере. Поднимаясь, каждые 30-40 минут делали остановки и служили краткие молебны, так удавалось немного передохнуть и помолиться. Поднялись мы уже часам к 3 ночи и сразу начали служить. Священник, диакон, чтецы и певчие в поездке были свои, и они нашли в себе силы отслужить после такого тяжелого подъема утреню и Литургию! Служба закончилась уже рано утром, и перед нами открылись великолепные виды Синайских гор. Красота невероятная! Передать это благолепие нельзя даже через фотографии. Это надо видеть самому! Кстати, множество туристов каждый день поднимаются туда именно с целью встретить рассвет на вершине горы. Ну вот, насладились мы горными пейзажами и отправились вниз, и спуск этот был не менее трудным, чем подъём. С вершины вниз идёт 750 каменных ступеней, а потом дорога раздваивается на длинную, по которой мы поднимались, и на короткую. Вот и наша группа решила разделиться. Одна часть пошла тем же путём, что мы шли наверх, по обычной горной дороге, а вторая часть группы пошла так называемой «монашеской тропой», которая состоит из 3750 ступеней «короткого пути» разной сложности. Пришли мы одновременно, но впечатления, я вам скажу, были незабываемые. Спустившись и потрапезничав в монастыре, мы сели в автобус и направились в сторону египетскоизраильской границы.

Хотелось бы ещё немного сказать о монастыре святой Екатерины. Както я о нём вскользь упомянула, а место это очень необычное и интересное. Со времени своего основания в IV веке и обустройства императором Юстинианом в VI столетии монастырь был посвящён Преображению Господню и назывался ещё монастырём Неопалимой Купины, но к XI веку утвердилось название в честь святой великомученицы Екатерины, мощи которой в VI веке были обретены и хранятся в этом месте. Алтарная часть главного храма храма обители расположена над корнями Неопалимой Купины (если вы помните, то во времена Ветхого Завета в пламени этого куста Бог впервые явился пророку Моисею: «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает»), а сам куст сейчас пересажен и растёт за стенами храма. Помимо главного храма в монастыре есть ещё 12 часовен, разбит сад, есть большая трапезная, гостиница и огромнейшая библиотека рукописей, которая по своей ценности считается второй после ватиканской. Монастырь, милостью Божьей, никогда не разграбляли, и на данный момент это старейший из непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Ну это такнебольшая справка о монастыре, но вернёмся всё же к нашей поезде.

На четвертый день нашего паломничества мы прибыли в Иерусалим, где нам предстояло провести 8 полных дней и посетить все главные святые места, монастыри и храмы. Маршрут у нас был похож на прошлогодний, но от этого он стал даже, наверное, интереснее. Посещая одно и то же место несколько раз, открываешь его для себя поновому.

Вторым по значимости событием этого паломнического путешествия стал праздник Преображения Господня, который мы встретили на горе Фавор, где Господь во всей Божественной славе почти 2000 лет назад явился апостолам Иоанну, Петру и Иакову. В этот же день, а точнее ночью после Литургии, происходит одно из православных чудес – появление благодатного облака над горой. В этом году облако было более ощутимым и созерцаемым, чем в прошлом году, и сошло оно как раз над огромным изображением праздника Преображения, и в это же время в воздухе разлился легкий аромат фимиама. Надо сказать, что служба в греческом монастыре идёт неторопливо всю ночь, служат на 3-х языках (греческом, арабском и вставляют прошения на церковнославянском) и заканчивается уже перед рассветом. А какие на Фаворе замечательные рассветыОбязательно побывайте там на праздник Преображения!

Гора Фавор

Все события этой поездки невозможно передать в одной статье. Мне тогда придётся издать целую книгу с фотографиями, историями и их героями. Ограничусь только основными событиями. Надо сказать, что гор и восхождений в этот раз было немало. В этот список попадают и Гора Искушения в Иерихоне (место искушения Иисуса Христа дьяволом, там же находится и камень, на котором молился Господь), и Гора Блаженств на Галлилейском озере (место проповеди Господа), и Лавра Саввы Освященного на западном берегу реки Иордан, и монастырь Георгия и Иоанна Хозевитов, который находится на 400 метров ниже уровня моря. Эти спуски и подъёмы хоть и не такие, как на Синае, но всё же потребовали от нас некоторых усилий. Об этих удивительных местах много информации сейчас в интернете, и при желании её можно найти и почитать.

Оглядываясь сейчас назад, на весь наш маршрут, я начинаю осознавать, что объять за 8 дней и вместить в себя всю благодать этих святых мест можно только по большой милости Господа и имея крепкую веру. Объять необъятное за 14 дней это про нас. Ведь, за несколько дней мы обошли почти весь Иерусалим, посетили Вифлеем, Назарет, Иерихон, Иудейскую пустыню, отслужили водосвятный молебен на реке Иордан и окунулись в святые воды, побывали в Горненском монастыре, у колодца Иакова (место встречи Спасителя с самарянкой), в Яффе у гробницы мц. Тавифы, в Магдале (откуда родом Мария Магдалина), в Капернауме, Тиверии, Кане Галилейской, на Елеонской горе, в Хевроне у Мамврийского дуба, в Лидде (родной город вмч. Гергия Победоносца), в монастыре Герасима Иорданского, в Сионской горнице, на месте Успения Пресвятой Богородицы, у Кедрона, в монастыре св. Марии Магдалины, в Севастии (место усекновения главы  св. Иоанна Крестителя) и во многих других местах. Конечно же, как и в прошлый раз, мы прошли крестным ходом за Плащаницей Матери Божьей из Малой Гефсимании до места погребения Богородицыко Гробу Божией Матери. Греки в отличие от нас совершают чин погребения до праздника Успения, в Русской Православной Церкви погребение совершается на третий день по Успении.

Много всего было за время этой поездки, но, пожалуй, самым главным духовным опытом можно считать еженощные службы на Гробе Господнем или на Голгофе. Каждую ночь в течение всего Успенского поста храм Гроба Господня открыт для паломников, и мы, конечно же, использовали такую уникальную возможность для молитвы и причастия в этом святом месте. Ничто не может сравниться с тихой ночной службой в храме Воскресения Христова. В этом году было особенно тихо, паломников было мало, и только в редкие ночи храм был полон паломников из Греции, Румынии, России, Украины и других мест. И всё равно это было несравнимо с огромным потоком туристов, посещающих это место в дневное время.

Храм Гроба Господня

Возвращались мы из Иерусалима с чувством лёгкой грусти и тоски по этим святым местам. Как же хочется туда вновь вернуться и помолиться в Храме Воскресения или на Голгофе, где нет алтаря, а престолом служит сама вершина Голгофы, и где таинство Евхаристии совершается на наших глазах. Это невозможно забыть! Евангелие в этот момент раскрывается, и мы становимся невольными очевидцами Тайной Вечери, а потом, причащаясь, и её участниками. Это то, что останется в наших сердцах, наших душах, воспоминаниях, чувствах и эмоциях. Если вы ещё не были на Святой Земле, не откладывайте эту самую главную поездку вашей жизни. Поверьте мне!

Надеюсь и верю, что Господь ещё сподобит, и мы с теми, кто ещё ни разу не был на Святой Земле, приедем в это священное место всего христианского мира – Иерусалим!