Паломническая поездка в Санкт-Петербург

В  православном  молодёжном клубе «Сретение» сложилась хорошая традиция: каждый год накануне Рождества Христова ездить в паломническую поездку для укрепления в вере.

Во  время  поездки,  пребывая  в молитве,  ты  ощущаешь  благодать Божию. Вот и мы решили с молодёжью не нарушать нашу традицию и поближе познакомиться со святыми местами СанктПетербурга.

Наш путь был недолгим, но с искушениями.  Простояв  на границе около четырёх часов, мы оказались на Оптинском подворье. Стояла  тихая ночь,  улицы  пустынны,  изредка  проезжали  машины.  Около  ворот нас  тепло встретили, расселили и накормили работники подворья.

Наше трёхдневное пребывание в СанктПетербурге началось с посещения АлександроНевской Лавры. Утро монастыря начинается с братского молебна и с ранней Литургии в надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».  Помолившись,  причастившись,  мы  в сопровождении монаха Исаака отправились знакомиться с Лаврой.

По  преданию,  место  закладки монастыря  определил сам Пётр Алексеевич,  опираясь  на историческое  событие 1240  года,  когда князь Александр Ярославович одержал наиважнейшую победу над шведами в том месте, где   река Монастырка впадает в Неву.

Все мы хорошо знаем, что благодаря этой битве со шведами великий князь Александр получил приставку к своему имени Невский. Примечательно,  что  само строительство монастыря велось в разгар войны со Швецией, причём на отвоёванных у шведов землях. Как было принято в те времена, обитель должна была служить дополнительным оборонительным форпостом на востоке новой столицы. Монастырь строился и развивался, был наделён огромными земельными владениями,  здесь  был построен  храм. Братии в обители к тому времени было достаточно, и было принято решение о  перенесении сюда святых мощей Небесного покровителя. Это произошло незадолго до смерти Петра I, он лично принимал участие в перенесении мощей. Из города  Владимира, из Рождественского монастыря после литургии и молебна,  совершенного  архимандритом и  братией,  c колокольным  звоном рака с мощами была отправлена в монастырь.

Статус Лавры, как места, имеющего особое духовное и историческое значение, монастырь получил уже в конце XVIII века при императоре Павле I. А в годы, когда  Церковь  имела наибольшее влияние на государство, монастырь расширялся: на территории возникло четыре некрополя: Лазаревское (XVIII века), Тихвинское (некрополь  мастеров искусств),  Никольское и Казачье кладбища. На сегодняшний день два первых некрополя являются музеями, там похоронены знаменитые люди: писатель Ф. М. Достоевский, композиторы  П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П.  Бородин, историк,  реформатор русского языка Н.М. Карамзин, поэт и переводчик, автор гимна Российской Империи «Боже! Царя храни!» В.А. Жуковский и многие другие.

«Музей – некрополь XVIII века» имеет небольшую территорию и входит в состав «Музея городских скульптур». Здесь похоронены сподвижник Петра I фельдмаршал Б.П. Шереметев, академик М.В. Ломоносов, драматург Д.И. Фонвизин, вдова А.С. ПушкинаН.Н. ЛанскаяСохранено погребение и  выдающегося сына  Отечества генералиссимуса А.В. Суворова. О Лавре можно говорить много и бесконечно. Каждый раз, приезжая сюда, ты открываешь чтото новое и невиданное тобою раньше.  Мы посетили место, где была келья праведного Серафима Вырицкого, сейчас это домовой храм с деревянным иконостасом.

На  этом  наше знакомство  не закончилось,  впереди  нас ждал Новодевичий монастырь. Это первый  женский монастырь  в СанктПетербурге.

На территории обители нас встретила монахиня по имени Надежда маленького роста, с голубыми мудрыми  глазами…  С  такой любовью, не спеша, она провела нас в трапезную, где ждал нас обед. Не заметив, как пролетело время, мы уже стояли на улице и слушали монахиню. История основания обители относится ко времени царствования Елисаветы Петровны.  Строительство будущей обители являлось особым благодарением Богу за  успешное воцарение Елисаветы на Российском престоле. Работу над проектом  начал архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1748 году на месте монастыря в присутствии Императрицы состоялся молебен и крестный ход об учреждении новой обители. К сожалению, по  разным  причинам крепкую монашескую обитель создать  не удалось.  Спустя  80 лет, благодаря великой княгине Ольге, дочери Николая I, женская обитель стала возрождаться. В безбожные годы монастырь сильно пострадал: сестер  арестовали, священников расстреляли, была снесена колокольня, церкви стали  магазинами,  а  в дальнейшем  внутренние помещения монастырских зданий были перестроены их занял НИИ электромашиностроения. Только в 1996  году  с приходом общины стала возвращаться монашеская жизнь. Сейчас в монастыре, по молитвам сестёр, идут реставрационные работы, ежедневно утром и вечером служат Литургию.

Монахиня Надежда познакомила нас с каждой иконой храма, с каждой святыней, рассказала нам, как они попали в обитель. До глубины души нас тронула история семьи Вершининых.

В  последние  годы жизни  Анну Вершинину,  супругу генерала Алексея Вершинина, преследовало нехорошее предчувствие, что, когда она умрет, за  могилой никто не будет ухаживать. И, как говорят, во сне Сам Христос явился к ней и сказал, что супруги будут похоронены в разных местах, и что ей нужно купить место заранее на кладбище и установить Его бронзовую фигуру, а люди сюда будут приходить помолиться и вспомнят о супругах.

Так все и случилось: сильно заболев, Анна умерла первой и была похоронена на этом кладбище, а супруг и дети эмигрировали в Европу, где и остались до конца своих дней. Могилка осталась заброшенной. Спустя время сбылся и пророческий сон: люди стали приходить, к ногам Спасителя,  клали  записки,  молились, просили о помощи. Скульптура пережила все трудные времена, которые охватили Россию. Даже пережила мародера, который пытался украсть статую. Он хотел распилить её на части и увезти, но ему это не удалось.  Судьба  вора закончилась печально: он попал под трамвай и потерял ноги. Все  получилось  так же, как он поступил со статуей.

На сегодняшний день сюда приходят толпы паломников, каждый со своей бедой.

Оставшись  под впечатлением, мы отправились  в Казанский собор. Один из крупнейших в СанктПетербурге, построенный архитектором Андреем  Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Затем мы посетили Смоленское кладбище. Несмотря на то, что это была середина недели, в часовенке у блаженной Ксении народу было достаточно  много.  Написав  записочки и подав их на молебен, приложившись к мощам, мы стояли в ожидании, когда выйдет местный батюшка и начнёт служить требы. Священник очень доброжелательный и гостеприимный. Мы все вместе совершили молебен ощущалось единство. Было приятно, что молодёжь не растерялась и с радостью поддержала и спела. Трудно описать, что каждый из нас пережил в эти минуты.

Пообедав,  мы  отправились  в славный город  Кронштадт.  Шёл сильный  снег,  метель…  Выйдя из автобуса, мы увидели перед собой величественный белый  храм с золотыми куполами.  Он  действующий. Зайдя в храм, ты попадаешь в большое открытое пространство, от его масштаба ты теряешься: с одной стороны, он тебе кажется пустым, а с другой таким наполненным. На стенах собора висят таблички с именами погибших моряков. Саму идею постройки  поддержал праведный Иоанн Кронштадтский. Его святыми молитвами и первым пожертвованием было начато строительство храма для Российского флота.

Знакомясь поближе с убранством храма, мы нашли памятную доску погибшим морякам броненосца «Русалка». Мы сразу вспомнили об этой трагедии, которая произошла на Балтийском море. Перед отъездом у нас оставалось немножко времени, мы приложились к святыням, подали «записочки» и отправились обратно на Оптинское подворье, где нас ждал ужин.

Проснувшись  рано утром,  мы  отправились в Иоанновский женский монастырь на службу. Монастырь со строгими правилами, но в нем есть некое подобие музея с редкими экспонатами.

Строительство  монастыря началось  с пожертвования участка земли купцом Симеоном Раменским батюшке Иоанну. Через год был освящён главный престол собора.

В последний день утром, мы отправились на службу на Оптинское подворье, в Успенский храм. Храм очень красивый. Он сразу привлекает своим богато украшенным фасадом. Само здание выполнено в псевдорусском стиле. Главный вход в храм напоминает вход в боярские палаты, которые рисуют в детских сказках. Стены храма расписаны, свет попадает через большие окна и освещает  иконостас. Здесь есть и свои святыни. Например, образ Пресвятой Богородицы  «Скоропослушница».  Это  список  с фрески, которая находится в монастыре  Дохиар на Афоне и входит в число самых почитаемых святынь. Но больше всего нас поразило пение братии. Оно помогает сосредоточиться на молитве.

Впереди ждала нас Вырица. Дорога была длинной. Уже было темно, вокруг тишина, лапы елей продавлены от снега… Сам храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» выглядел как теремок. Мы попали в зимнюю сказку. На душе было мирно, спокойно. Это ещё один уголок, куда хочется вернуться.

Вот такой интересной, познавательной, насыщенной и незабываемой  получилась наша поездка. Каждая наша поездка даёт и ещё даст хороший импульс в духовной нашей жизни, силы, а главное желание изменить чтото в своей жизни, пересмотреть, взглянуть на неё подругому.